Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 21 им. Евгения Савицкого муниципального образования город-курорт Геленджик

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
«Прямая трансляция Знание.ТВ»

Школьная библиотека

ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНИКАМИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ МБОУ ООШ №21 ИМЕНИ ЕВГЕНИЯ САВИЦКОГО

  1. Учащиеся имеют право получать учебники, предусмотренные программами школы, во временное пользование из фонда библиотеки.
  2. Учебники могут быть выданы как новые, так и использованные ранее.
  3. Дидактические материалы к учебникам (рабочие тетради, контурные карты, атласы, задачники и т.п.) в фонде библиотеки не предусмотрены.
  4. Учащиеся должны подписать (Ф.И.) каждый учебник, полученный из фонда школьной библиотеки.

5.Учебник должен иметь дополнительную съемную обложку.

6.В учебниках нельзя писать, рисовать, загибать и вырывать страницы.

7.Учащиеся обязаны возвращать школьные учебники в опрятном виде:

  • При использовании учебника 1 год, он должен быть сдан в школьную библиотеку в отличном состоянии: чистым, целым, без повреждений и потертостей корешка, углов переплета, без отрыва переплета от блока.
  • При использовании учебника 2 года , он должен быть сдан в школьную библиотеку в хорошем состоянии: чистым, целым, допускаются незначительные повреждения: могут быть немного потрепаны уголки переплета, корешок (но не порван).
  • При использовании учебника 3 года , он должен быть сдан в школьную библиотеку в удовлетворительном состоянии, пригодный для дальнейшего использования: чистым, допускается надрыв корешка (не более 1см. от края) и переплета в месте его соединения с блоком.
  • Все повреждения должны быть аккуратно склеены широким прозрачным скотчем.
  1. Ответственность за сохранность школьных учебников несут как учащиеся, так и их родители (законные представители), ущерб причинённый школьной библиотеке возмещают родители (законные представители) учащихся.

9.В случае порчи и утери учебников, возместить их новыми или равноценными (по согласованию с библиотекарем).

10.Учебники должны возвращаться в библиотеку в установленные сроки (в конце учебного года, до летних каникул).

11.Выпускники (9класс) обязаны рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения (до получения аттестата).

12.Срок использования учебников, которые рассчитаны на два года или более, автоматически продляется.

13.Учащиеся, выбывающие в течение учебного года, обязанысдать учебники перед получением документов.

План библиотека

Анализ работы 2024

График работы школьной библиотеки

жизнь, сюжет для романов

игра по русскому языку

Мероприятия проведенные в 2023- 2024 году

Основные показатели работы ШБ №21

отчет 2023-2024

план работы школьной библиотеки на 2024-2025 год

ПОЛОЖЕНИЕ-НА-ФОНД-УЧЕБНИКОВ

список книг ЧИТАЮЩАЯ СЕМЬЯ

учебники утв. педсоветом 24-25

Перечень учебников на 2022-2023 учеб. год

учебники утв. педсоветом на приобретение в2022-2023 году

Рекомендательный список для 5-9 классов по теме Сталинградская битва

 Учебно — методическое обеспечение МБОУ ООШ 21

ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ БИБЛИОТЕКОЙ

Положение о школьной библиотеке

ПОЛОЖЕНИЕ НА ФОНД УЧЕБНИКОВ

ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНИКАМИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

ПОЛОЖЕНИЕ БИБЛИОТЕКИ МБОУ ООШ №»21 им.Евгения Савицкого

ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ УЧЕБНИКАМИ

                   МЕРОПРИЯТИЯ В ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ

Библиотечный урок «Всемирный день ребенка»

20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка – это традиция, которая существует на протяжении многих лет в 129 странах.21 ноября в первом классе школы прошла тематическая беседа «Права ребёнка- твои права»», приуроченная к Всемирному дню прав ребенка. Библиотекарь Маргарита Анатольевна Бережная ознакомила ребят с историей возникновения этого праздника. Она напомнила детям о том, что все права и обязанности граждан России узаконены в Конституции – основном законе нашей страны. Посмотрев подготовленную слайд-презентацию, ребята узнали, какие существуют права и обязанности у детей. Еще они узнали о своих обязанностях по соблюдению правил поведения в школе, дома, в общественных местах. Они узнали, что обязаны уважать и слушаться родителей, заботиться о них, уважать права и культурную самобытность других, добросовестно учиться.
Правовая информация всегда обладает социальной значимостью и нужна детям для того, чтобы в конкретной жизненной ситуации они могли принять оптимальное, не противоречащее закону решение, в полной мере реализовать и, в случае необходимости, защитить свои права.

 

           Библиотечный урок «История книжной закладки»

Все мы любим читать, но каждый раз, останавливаясь на определенном месте в книге, необходимо воспользоваться закладкой.  Как появилась закладка и как сделать закладку своими руками?  Об этом узнали 8 октября 2024 года учащиеся 2 класса, на библиотечном уроке: «История книжной закладки».  В начале мероприятия библиотекарь рассказала учащимся историю появления книжной закладки. Дети узнали, что первая закладка была изготовлена более 1000 лет назад и была создана первыми пользователями книг.

С помощью презентации, «История книжной закладки», дети узнали, что писцы Древнего Китая и Египта для ориентации в книге пользовались кусочками папируса, приклеенными на свитки, а первые съемные закладки начали появляться в 1850-х, были они из шелка или вышивки с добрыми пожеланиями.

Дети также узнали и о других видах закладок: железные в виде скрепок, бумажные на которых ещё размещалась реклама или календарь, рукотворные закладки из ткани, кожи, бисера, дерева и соломки и др.

Ребята узнали какие сейчас существуют, современные книжные закладки, которые изготавливаются с применением новейших технологий, например, закладка с таймером помогает совершенствовать технику чтения, а закладка с подсветкой, позволяет читать при отсутствии освещения. Из самых современных закладок можно назвать закладку-перо, позволяющую делать необходимые пометки в книге, не нанося ей при этом вреда.

После того как ребята познакомилась с разными видами закладок, библиотекарь предложила им своими руками сделать закладки для своих любимых книг, разукрасить шаблон закладок «Зайчики» на свой вкус и цвет. Дети ушли довольные и обещали придумать свои образы закладок для своих учебников.

   _______________________________________________                   Художники-иллюстраторы детских книг

                                                                             (библиотечный урок для 3 класса)

Цель: дать обучающимся представление о книжной графике, её особенностях; познакомить с творчеством художников-иллюстраторов и книгами, которые они иллюстрировали; добиться того, чтобы учащиеся  узнавали их творческую манеру;  привить обучающимся устойчивый интерес, увлеченность, желание внимательно рассматривать иллюстрации, сопереживать герою, ассоциировать его чувства с собственными.

Материал и оборудование: презентация, книги с иллюстрациями И. Билибина, В. Конашевича.

 Ход урока

Слайд 1-2Ребята, я хочу познакомить вас с творчеством очень интересных художников, художников-иллюстраторов детских книг. С детской книгой вы встречаетесь уже в самые ранние годы своей жизни. Книга – одно из первых произведений искусства, с которым вы знакомитесь. Художник приходит к вам – детям, когда вы еще даже не умеете говорить, а буквы для вас тайна за семью печатями, и вы только рассматриваете картинки. И поэтому иллюстрации к детским книгам едва ли не важнее текстов. Наряду с родителями художник становится вашим первым воспитателем и учителем. Все вы хорошо помните рисунки, но, к сожалению, редко имя художника.

Слайд 3. В первую очередь хотелось бы вам рассказать о знаменитом русском художнике Иване Яковлевиче Билибине (1876–1942), для которого иллюстрация к сказке стала жизнью. Билибин родился под Сант-Петербургом. Отец его работал врачом в военно-морском госпитале. Мать, Варвара Билибина получила хорошее образование, но после свадьбы занималась детьми: Иваном и младшим Александром. Она хорошо играла на фортепиано. Иногда по вечерам Билибины устраивали небольшие семейные концерты. Из-за больной ноги будущий художник мало времени проводил на улице, не занимался спортом, но много читал и рисовал. В доме всегда царила атмосфера творчества. В 1888 году Иван Билибин стал учеником Первой Петербургской гимназии. Учился он хорошо: увлекался литературой и историей, но лучше всего оценки были по математике. За успехи в точных науках юношу наградили серебряной медалью. Все свободное время будущий художник посвящал рисованию: «Насколько я себя помню, я рисовал всегда». Иван Билибин в основном изображал природу: ранние работы назывались «Домик в лесу», «Сосновый бор», «Пейзаж». В старших классах гимназии он захотел научиться разным техникам живописи и с 1895 года стал посещать Рисовальную школу Общества поощрения художеств.

 

Слайд 4  В 1896 году Иван Билибин окончил гимназию.

Его идею профессионально заниматься живописью и поступить в Академию художеств​ не одобрил отец. Яков Билибин считал, что так сын не сможет в будущем зарабатывать деньги и обеспечивать себя. Чтобы не портить отношения с семьей, Иван Билибин поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета.

Но искусство не отошло на второй план, он поступил в Тенишевскую мастерскую Ильи Репина.

 В 1900 году Иван Билибин окончил университет и получил диплом юриста. Он продолжил заниматься у Репина: уже осенью Билибин стал вольнослушателем Высшего художественного училища при Академии.​

Слайд 5. Билибин рано проявил творческую самостоятельность: раз и навсегда отказался от масляной живописи и стал писать картины только на сюжеты из русской старины, иллюстрировать сказки, первая из них была «Сказка об Иване царевиче, Жар-птице и о сером волке». Работой молодого художника заинтересовались в Экспедиции заготовления государственных бумаг: ведомство планировало выпускать книгу русских народных сказок​  Ему тогда исполнилось всего 25 лет. Билибин стал книжным иллюстратором, и напечатанные сказки с его рисунками сразу сделали его знаменитым.

Слайд 6

Назвать по иллюстрациям сказки.

  1. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»;
  2. «Царевна-лягушка»
  3. «Василиса Премудрая».

Слайд 7

Он как бы вернулся к рукописной и старопечатной книге, чтобы на этой основе создать книгу современную. Его иллюстрации к сказкам и былинам выполнены в модном в то время стиле «модерн», воссоздают сказочный и фантастический мир русского фольклора. Вы легко узнаете его почерк по ясным, радостным краскам, по широким рамкам, украшенным цветами, деревьями, рыбами, птицами или жуками.

 

Слайд 8

В 1904 году Иван Билибин проиллюстрировал «Сказку о царе Салтане»​ Александра Пушкина​. Художник работал медленно. Сначала он наносил на бумагу эскиз, потом, уже на кальке, дорабатывал все детали и переводил на ватман, выбирал цвета, исходя из особенности типографских станков, и продумывал толщину бумаги, поэтому после печати иллюстрации не теряли своего качества. Рисунки Билибина отчетливы, на них хорошо видны и каждая волна в океане, и каждый листок на дереве. Он с поразительным мастерством и большим знанием изображал старинные орнаменты, костюмы и утварь. Одежда героев – в узорах, а лица так выразительны, что сразу видно, кто хороший человек, а кто – хитрый, злой.

 Слайд 9.

В 1908 году художник создал также эскизы декораций и костюмов к опере Римского-Корсикова «Золотой петушок», а затем к опере М. Глинки «Руслан и Людмила». У Билибина не было прямых подражателей, но его иллюстрации будут жить, пока живы сами сказки, значит – вовеки.

Слайд 10. Продолжим знакомиться с художниками- иллюстраторами книг для детей.

Владимир  Михайлович  Конашевич  (1888–1963)

Родился Конашевич на Украине, но вскоре после его рождения семья переехала в Москву. В детстве он совсем не думал стать художником, а с удовольствием занимался математикой, астрономией, играл на скрипке, любил поэзию, как и многие мальчишки, мечтал стать моряком, строить корабли. В период 1908–1913 годов занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его преподавателями были К. А. Коровин, С. В. Малютин и Л. О. Пастернак. В 1915 году переселился в Петроград.

 Слайд 11

В детской книге Конашевич стал работать случайно. Его дочери было четыре года, она жила с матерью на Урале, и Владимир Михайлович рисовал для неё картинки на каждую букву алфавита. Рисовал и посылал ей в письмах. Так из писем родилась «Азбука в картинках» — первая книга В. М. Конашевича. С тех пор художник стал иллюстратором детских книг.

 Слайд 12. Свои иллюстрации к детским книгам художник выполнял карандашом и акварелью, гуашью и цветной тушью. Его рисунки красочны, зрелищны, увлекательны, полны занимательных деталей.

 Слайд 13. Вот иллюстрация к сказке Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». Сразу вспоминается сказочный дворец, в котором жили герои: «Красивее всех был чудесный замок из картона; сквозь его маленькие окна можно было заглянуть внутрь и увидеть комнаты. Перед замком лежало зеркальце, оно было совсем как настоящее озеро, а вокруг стояли маленькие деревья. По озеру плавали восковые лебеди и любовались своим отражением. Все это радовало глаз, но очаровательней всего была молоденькая девушка, стоявшая на пороге…». Какой чудесный замок нарисовал Конашевич – с башенками, балкончиками, крышей, украшенной разноцветной черепицей.

 Слайд 14.  Чем дольше рассматриваешь рисунки Конашевича, тем больше деталей можно заметить. Вы, конечно, помните сказку Чуковского о Мухе-Цокотухе, которая купила самовар и устроила угощение для своих друзей – жуков, бабочек, кузнечиков и разных др. насекомых.

Посмотрите на иллюстрацию к этой сказке – сколько здесь персонажей и кто они? Для этого вам, наверное, придется перечитать сказку Чуковского:

Тараканы прибегали,

Все стаканы выпивали,

А букашки – по три чашки

С молоком и крендельком…

 Слайд 15   Владимир Михайлович нарисовал иллюстрации и к другим сказкам Корнея Ивановича Чуковского.

Давайте вместе вспомним названия этих произведений.

  1. «Тараканище»
  2. « Путаница»
  3. «Телефон»
  4. «Бармалей»
  5. «Федорино горе»
  6. «Муха – Цокотуха»

 Слайд 16-17

Одной из важных работ для художника стало оформление сказок А.С. Пушкина .

Конашевич, работая над пушкинскими сказками, очень переживал, ведь до него немало мастеров уже рисовали эти сказки, но далеко не все достигали успеха. Он делал много эскизов, и в итоге получились замечательные иллюстрации – изящные и нарядные.

«Сказка о золотом петушке»; «Сказка о царе Салтане»

«Сказка о мертвой царевне»; «Сказка о царе Салтане»

 Слайд 18

Посмотрите на старика из «Сказки о рыбаке и рыбке». Вот он склонился над разбушевавшимся морем, протянул руки к рыбке, молит исполнить прихоть ненасытной старухи. И низкое небо мрачно, и неподвижные скалы стали похожи на волны.

А вот наш старик на приеме у своей супруги.

За столом сидит она царицей,

Служат ей бояре да дворяне,

Наливают ей заморские вина;

Заедает она пряником печатным;

Вкруг её грозная стража,

На плечах топорики держат..

И итог сказки:

Глядь: опять перед ним землянка;

На пороге сидит его старуха,

А пред нею разбитое корыто.

Слайд 19.  Так случилось, что «сказки» Пушкина оказались последней большой работой художника, он умер, не увидев свои иллюстрации напечатанными.

Рисунки Конашевича – это путешествие в сказочный мир, полный всяких неожиданностей и чудесных открытий.

Но чтобы любоваться его замечательными иллюстрациями, конечно, лучше всего хорошо знать книги, для которых они нарисованы.

Тогда рассматривать их будет еще интереснее.

Слайд 20

Наш необычный урок подходит к концу. Я надеюсь, что теперь вы будете с большим интересом, отзывчивостью и сопереживанием к героям, рассматривать иллюстрации, радоваться, удивляться интересным и выразительным рисункам художников.

Интересное из биографии Ивана Билибина

(В феврале 1917 года к власти пришло Временное правительство. Иван Билибин нарисовал эмблему Российской республики — официального символа власти, который использовался на денежных знаках и официальных бумагах. Он использовал изображение двуглавого орла времен Ивана III​, только без атрибутов царской власти. За это эмблема получила прозвище «ощипанная курица».

С 1992 года билибинский орел — символ Банка России.

После Февральской революции Иван Билибин стал членом Особого совещания по делам искусств при Временном правительстве. Председателем был писатель Максим Горький​.

Социалистическую революцию художник не принял. Осенью 1917 года Иван Билибин вместе с женой спешно уехал из Петрограда (сейчас — Санкт-Петербург) на свою дачу в Крым.

Зимой 1919 года вместе с отступающей белой армией Иван Билибин доехал до Новороссийска​, он решил эмигрироват на Кипр. Однако по пути распространился тиф, многие пассажиры заболели, и высадку запретили. Вместо этого их отправили на карантин в египетский город Александрия, а затем — в палаточный лагерь для русских беженцев под Каиром.

Зиму 1920 года Иван Билибин провел в лагере, а весной переехал в Каир, открыл свою мастерскую и быстро разбогател: обеспеченные греки заказывали ему картины и росписи.

В 1924 году переехал в Александрию, а через год поселился  в Париже.

Иван Билибин оформлял обложки эмигрантских изданий, рисовал афиши для театров.

В Париже Билибин познакомился с Владимиром Потемкиным — советским дипломатом во Франции. Они близко общались, и в 1935 году Иван Билибин получил заказ на роспись в здании  посольства СССР.

Потемкин предложил художнику вернуться на родину, и в сентябре 1936 года Билибин вместе с семьей приехал в Ленинград.

В сентябре 1941 года должна была открыться персональная выставка Ивана Билибина. Но она так и не состоялась: началась Великая Отечественная война​

Осенью того же года художник отказался от эвакуации из блокадного Ленинграда​«Из осажденной крепости не бегут, ее защищают».

Билибин умер от истощения 7 февраля 1942 года. Его похоронили в братской могиле профессоров Академии художеств на Смоленском кладбище.)

Художники – иллюстраторы сказок»

                                      К 100 -летию В.П.Астафьева

23 апреля 2024 года  в школьной библиотеке для учащихся 4 класса прошло мероприятие «Деддомовец, воин, великий писатель» посвящённое творчеству В.П. Астафьева.

Ребята познакомились с биографией и творчеством писателя, узнали об интересных фактах из его жизни. Учащиеся прочитали вслух рассказ Виктора Астафьева: «Монах в новых штанах» и ответили на вопросы библиотекаря по содержанию произведения.

После окончания мероприятия учащимся было предложено ознакомиться с книжной выставкой «В мир книг Виктора Астафьева».

Рассказы Астафьева учат ребят видеть красоту в обыденном, замечать детали и ценить их. Позволяют детям познакомиться с историей своей страны и народа, помогают осознать значение семьи и дружбы.

_________________________________________________________________________________________

Урок Мужества «Девочка с Васильевского острова»

Библиотекарь Бережная М.А. провела в 5, 6 классах Урок Мужества «Девочка с Васильевского острова», который посвящен памяти Тани Савичевой, к 78 годовщине со дня снятия блокады Ленинграда.

Путешествие в прошлое
Добро, рассыпанное по страницам книг
Кошкин день..
Детям о войне (рекомендательный список литературы)
Буклет Кроншнеп Птица года 2023 (2)
Литературно-познавательный час Доброй сказки волшебство
Михалков викторина по Дядя Степа
Писатель-юбиляр Маршак
Шарль Перро Братья наши меньшие
Братья наши меньшие
дети -герои Сталинграда МихалковУрок мужества Дети -герои Сталинграда_____________________________________________________________________________________
В рамках Международного дня школьных библиотек в период с 25 сентября по 27 октября в школе проводилась Акция «Подари книгу библиотеке»

В процессе акции собрано 20 экземпляров книг.

В рамках Международного дня школьных библиотек в период с 5 октября по 27 октября в школе проводилась Акция «Сдай макулатуру- спаси дерево!». Собрано 50 кг макулатуры. Активные учащиеся награждены грамотами.

В преддверии Всероссийского дня чтения (9 октября ) в школьной библиотеке  оформлена книжная выставка-приглашение «Нам с книгой назначена встреча»..На выставке представлены книги русских и зарубежных авторов, которые рекомендуют для прочтения сами читатели, а также сотрудники библиотеки.

Выставку посетили учащиеся 2-8 классов.

________________________________________________________________________________________

С 12 октября по 20 октября для  учащихся школы была оформлена книжная выставка «По зову справедливости и чести» , приуроченная к 85 –летию  со дня рождения Крапивина Владислава Петровича.

17 октября для 5\6 классов прошел литературный урок «Мир Владислава Крапивина. Все начинается в детстве». Учащиеся познакомились с творчеством детского писателя, а также с его произведениями.

Экскурсия -знакомство «Путешествие в Книжный дом» для учащихся первого класса.

В процессе урока, первоклассники познакомились с понятиями: «библиотека», «читатель», «библиотекарь, «абонемент», «читальный зал»; узнали много нового и интересного о книге и о правилах обращения с книгой и правилами поведения в библиотеке; осмотрели все выставки, увидели, в каком порядке содержатся книги на полках, узнали, что существуют кроме интересной художественной литературы, книги научно — познавательного характера: словари, энциклопедии, справочники.

Каждый из «читателей» получил в подарок книгу-раскраску и памятку-читателю.

По рекомендации классного руководителя   ребята были записаны в библиотеку.

 

Министерство просвещения РФ
Рособрнадзор