ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНИКАМИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ МБОУ ООШ №21 ИМЕНИ ЕВГЕНИЯ САВИЦКОГО
- Учащиеся имеют право получать учебники, предусмотренные программами школы, во временное пользование из фонда библиотеки.
- Учебники могут быть выданы как новые, так и использованные ранее.
- Дидактические материалы к учебникам (рабочие тетради, контурные карты, атласы, задачники и т.п.) в фонде библиотеки не предусмотрены.
- Учащиеся должны подписать (Ф.И.) каждый учебник, полученный из фонда школьной библиотеки.
5.Учебник должен иметь дополнительную съемную обложку.
6.В учебниках нельзя писать, рисовать, загибать и вырывать страницы.
7.Учащиеся обязаны возвращать школьные учебники в опрятном виде:
- При использовании учебника 1 год, он должен быть сдан в школьную библиотеку в отличном состоянии: чистым, целым, без повреждений и потертостей корешка, углов переплета, без отрыва переплета от блока.
- При использовании учебника 2 года , он должен быть сдан в школьную библиотеку в хорошем состоянии: чистым, целым, допускаются незначительные повреждения: могут быть немного потрепаны уголки переплета, корешок (но не порван).
- При использовании учебника 3 года , он должен быть сдан в школьную библиотеку в удовлетворительном состоянии, пригодный для дальнейшего использования: чистым, допускается надрыв корешка (не более 1см. от края) и переплета в месте его соединения с блоком.
- Все повреждения должны быть аккуратно склеены широким прозрачным скотчем.
- Ответственность за сохранность школьных учебников несут как учащиеся, так и их родители (законные представители), ущерб причинённый школьной библиотеке возмещают родители (законные представители) учащихся.
9.В случае порчи и утери учебников, возместить их новыми или равноценными (по согласованию с библиотекарем).
10.Учебники должны возвращаться в библиотеку в установленные сроки (в конце учебного года, до летних каникул).
11.Выпускники (9класс) обязаны рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения (до получения аттестата).
12.Срок использования учебников, которые рассчитаны на два года или более, автоматически продляется.
13.Учащиеся, выбывающие в течение учебного года, обязанысдать учебники перед получением документов.
График работы школьной библиотеки
Мероприятия проведенные в 2023- 2024 году
Основные показатели работы ШБ №21
план работы школьной библиотеки на 2024-2025 год
учебники утв. педсоветом 24-25
Перечень учебников на 2022-2023 учеб. год
учебники утв. педсоветом на приобретение в2022-2023 году
Рекомендательный список для 5-9 классов по теме Сталинградская битва
Учебно — методическое обеспечение МБОУ ООШ 21
ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ БИБЛИОТЕКОЙ
Положение о школьной библиотеке
ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНИКАМИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
ПОЛОЖЕНИЕ БИБЛИОТЕКИ МБОУ ООШ №»21 им.Евгения Савицкого
ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ УЧЕБНИКАМИ
МЕРОПРИЯТИЯ В ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ
Библиотечный урок «Всемирный день ребенка»
20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка – это традиция, которая существует на протяжении многих лет в 129 странах.21 ноября в первом классе школы прошла тематическая беседа «Права ребёнка- твои права»», приуроченная к Всемирному дню прав ребенка. Библиотекарь Маргарита Анатольевна Бережная ознакомила ребят с историей возникновения этого праздника. Она напомнила детям о том, что все права и обязанности граждан России узаконены в Конституции – основном законе нашей страны. Посмотрев подготовленную слайд-презентацию, ребята узнали, какие существуют права и обязанности у детей. Еще они узнали о своих обязанностях по соблюдению правил поведения в школе, дома, в общественных местах. Они узнали, что обязаны уважать и слушаться родителей, заботиться о них, уважать права и культурную самобытность других, добросовестно учиться.
Правовая информация всегда обладает социальной значимостью и нужна детям для того, чтобы в конкретной жизненной ситуации они могли принять оптимальное, не противоречащее закону решение, в полной мере реализовать и, в случае необходимости, защитить свои права.
Библиотечный урок «История книжной закладки»
Все мы любим читать, но каждый раз, останавливаясь на определенном месте в книге, необходимо воспользоваться закладкой. Как появилась закладка и как сделать закладку своими руками? Об этом узнали 8 октября 2024 года учащиеся 2 класса, на библиотечном уроке: «История книжной закладки». В начале мероприятия библиотекарь рассказала учащимся историю появления книжной закладки. Дети узнали, что первая закладка была изготовлена более 1000 лет назад и была создана первыми пользователями книг.
С помощью презентации, «История книжной закладки», дети узнали, что писцы Древнего Китая и Египта для ориентации в книге пользовались кусочками папируса, приклеенными на свитки, а первые съемные закладки начали появляться в 1850-х, были они из шелка или вышивки с добрыми пожеланиями.
Дети также узнали и о других видах закладок: железные в виде скрепок, бумажные на которых ещё размещалась реклама или календарь, рукотворные закладки из ткани, кожи, бисера, дерева и соломки и др.
Ребята узнали какие сейчас существуют, современные книжные закладки, которые изготавливаются с применением новейших технологий, например, закладка с таймером помогает совершенствовать технику чтения, а закладка с подсветкой, позволяет читать при отсутствии освещения. Из самых современных закладок можно назвать закладку-перо, позволяющую делать необходимые пометки в книге, не нанося ей при этом вреда.
После того как ребята познакомилась с разными видами закладок, библиотекарь предложила им своими руками сделать закладки для своих любимых книг, разукрасить шаблон закладок «Зайчики» на свой вкус и цвет. Дети ушли довольные и обещали придумать свои образы закладок для своих учебников.
_______________________________________________ Художники-иллюстраторы детских книг
(библиотечный урок для 3 класса)
Цель: дать обучающимся представление о книжной графике, её особенностях; познакомить с творчеством художников-иллюстраторов и книгами, которые они иллюстрировали; добиться того, чтобы учащиеся узнавали их творческую манеру; привить обучающимся устойчивый интерес, увлеченность, желание внимательно рассматривать иллюстрации, сопереживать герою, ассоциировать его чувства с собственными.
Материал и оборудование: презентация, книги с иллюстрациями И. Билибина, В. Конашевича.
Ход урока
Слайд 1-2. Ребята, я хочу познакомить вас с творчеством очень интересных художников, художников-иллюстраторов детских книг. С детской книгой вы встречаетесь уже в самые ранние годы своей жизни. Книга – одно из первых произведений искусства, с которым вы знакомитесь. Художник приходит к вам – детям, когда вы еще даже не умеете говорить, а буквы для вас тайна за семью печатями, и вы только рассматриваете картинки. И поэтому иллюстрации к детским книгам едва ли не важнее текстов. Наряду с родителями художник становится вашим первым воспитателем и учителем. Все вы хорошо помните рисунки, но, к сожалению, редко имя художника.
Слайд 3. В первую очередь хотелось бы вам рассказать о знаменитом русском художнике Иване Яковлевиче Билибине (1876–1942), для которого иллюстрация к сказке стала жизнью. Билибин родился под Сант-Петербургом. Отец его работал врачом в военно-морском госпитале. Мать, Варвара Билибина получила хорошее образование, но после свадьбы занималась детьми: Иваном и младшим Александром. Она хорошо играла на фортепиано. Иногда по вечерам Билибины устраивали небольшие семейные концерты. Из-за больной ноги будущий художник мало времени проводил на улице, не занимался спортом, но много читал и рисовал. В доме всегда царила атмосфера творчества. В 1888 году Иван Билибин стал учеником Первой Петербургской гимназии. Учился он хорошо: увлекался литературой и историей, но лучше всего оценки были по математике. За успехи в точных науках юношу наградили серебряной медалью. Все свободное время будущий художник посвящал рисованию: «Насколько я себя помню, я рисовал всегда». Иван Билибин в основном изображал природу: ранние работы назывались «Домик в лесу», «Сосновый бор», «Пейзаж». В старших классах гимназии он захотел научиться разным техникам живописи и с 1895 года стал посещать Рисовальную школу Общества поощрения художеств.
Слайд 4 В 1896 году Иван Билибин окончил гимназию.
Его идею профессионально заниматься живописью и поступить в Академию художеств не одобрил отец. Яков Билибин считал, что так сын не сможет в будущем зарабатывать деньги и обеспечивать себя. Чтобы не портить отношения с семьей, Иван Билибин поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета.
Но искусство не отошло на второй план, он поступил в Тенишевскую мастерскую Ильи Репина.
Слайд 5. Билибин рано проявил творческую самостоятельность: раз и навсегда отказался от масляной живописи и стал писать картины только на сюжеты из русской старины, иллюстрировать сказки, первая из них была «Сказка об Иване царевиче, Жар-птице и о сером волке». Работой молодого художника заинтересовались в Экспедиции заготовления государственных бумаг: ведомство планировало выпускать книгу русских народных сказок Ему тогда исполнилось всего 25 лет. Билибин стал книжным иллюстратором, и напечатанные сказки с его рисунками сразу сделали его знаменитым.
Слайд 6
Назвать по иллюстрациям сказки.
- «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»;
- «Царевна-лягушка»
- «Василиса Премудрая».
Слайд 7
Он как бы вернулся к рукописной и старопечатной книге, чтобы на этой основе создать книгу современную. Его иллюстрации к сказкам и былинам выполнены в модном в то время стиле «модерн», воссоздают сказочный и фантастический мир русского фольклора. Вы легко узнаете его почерк по ясным, радостным краскам, по широким рамкам, украшенным цветами, деревьями, рыбами, птицами или жуками.
Слайд 8
В 1904 году Иван Билибин проиллюстрировал «Сказку о царе Салтане» Александра Пушкина. Художник работал медленно. Сначала он наносил на бумагу эскиз, потом, уже на кальке, дорабатывал все детали и переводил на ватман, выбирал цвета, исходя из особенности типографских станков, и продумывал толщину бумаги, поэтому после печати иллюстрации не теряли своего качества. Рисунки Билибина отчетливы, на них хорошо видны и каждая волна в океане, и каждый листок на дереве. Он с поразительным мастерством и большим знанием изображал старинные орнаменты, костюмы и утварь. Одежда героев – в узорах, а лица так выразительны, что сразу видно, кто хороший человек, а кто – хитрый, злой.
Слайд 9.
В 1908 году художник создал также эскизы декораций и костюмов к опере Римского-Корсикова «Золотой петушок», а затем к опере М. Глинки «Руслан и Людмила». У Билибина не было прямых подражателей, но его иллюстрации будут жить, пока живы сами сказки, значит – вовеки.
Слайд 10. Продолжим знакомиться с художниками- иллюстраторами книг для детей.
Владимир Михайлович Конашевич (1888–1963)
Родился Конашевич на Украине, но вскоре после его рождения семья переехала в Москву. В детстве он совсем не думал стать художником, а с удовольствием занимался математикой, астрономией, играл на скрипке, любил поэзию, как и многие мальчишки, мечтал стать моряком, строить корабли. В период 1908–1913 годов занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его преподавателями были К. А. Коровин, С. В. Малютин и Л. О. Пастернак. В 1915 году переселился в Петроград.
Слайд 11
В детской книге Конашевич стал работать случайно. Его дочери было четыре года, она жила с матерью на Урале, и Владимир Михайлович рисовал для неё картинки на каждую букву алфавита. Рисовал и посылал ей в письмах. Так из писем родилась «Азбука в картинках» — первая книга В. М. Конашевича. С тех пор художник стал иллюстратором детских книг.
Слайд 12. Свои иллюстрации к детским книгам художник выполнял карандашом и акварелью, гуашью и цветной тушью. Его рисунки красочны, зрелищны, увлекательны, полны занимательных деталей.
Слайд 13. Вот иллюстрация к сказке Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». Сразу вспоминается сказочный дворец, в котором жили герои: «Красивее всех был чудесный замок из картона; сквозь его маленькие окна можно было заглянуть внутрь и увидеть комнаты. Перед замком лежало зеркальце, оно было совсем как настоящее озеро, а вокруг стояли маленькие деревья. По озеру плавали восковые лебеди и любовались своим отражением. Все это радовало глаз, но очаровательней всего была молоденькая девушка, стоявшая на пороге…». Какой чудесный замок нарисовал Конашевич – с башенками, балкончиками, крышей, украшенной разноцветной черепицей.
Слайд 14. Чем дольше рассматриваешь рисунки Конашевича, тем больше деталей можно заметить. Вы, конечно, помните сказку Чуковского о Мухе-Цокотухе, которая купила самовар и устроила угощение для своих друзей – жуков, бабочек, кузнечиков и разных др. насекомых.
Посмотрите на иллюстрацию к этой сказке – сколько здесь персонажей и кто они? Для этого вам, наверное, придется перечитать сказку Чуковского:
Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,
А букашки – по три чашки
С молоком и крендельком…
Слайд 15 Владимир Михайлович нарисовал иллюстрации и к другим сказкам Корнея Ивановича Чуковского.
Давайте вместе вспомним названия этих произведений.
- «Тараканище»
- « Путаница»
- «Телефон»
- «Бармалей»
- «Федорино горе»
- «Муха – Цокотуха»
Слайд 16-17
Одной из важных работ для художника стало оформление сказок А.С. Пушкина .
Конашевич, работая над пушкинскими сказками, очень переживал, ведь до него немало мастеров уже рисовали эти сказки, но далеко не все достигали успеха. Он делал много эскизов, и в итоге получились замечательные иллюстрации – изящные и нарядные.
«Сказка о золотом петушке»; «Сказка о царе Салтане»
«Сказка о мертвой царевне»; «Сказка о царе Салтане»
Слайд 18
Посмотрите на старика из «Сказки о рыбаке и рыбке». Вот он склонился над разбушевавшимся морем, протянул руки к рыбке, молит исполнить прихоть ненасытной старухи. И низкое небо мрачно, и неподвижные скалы стали похожи на волны.
А вот наш старик на приеме у своей супруги.
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вина;
Заедает она пряником печатным;
Вкруг её грозная стража,
На плечах топорики держат..
И итог сказки:
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.
Слайд 19. Так случилось, что «сказки» Пушкина оказались последней большой работой художника, он умер, не увидев свои иллюстрации напечатанными.
Рисунки Конашевича – это путешествие в сказочный мир, полный всяких неожиданностей и чудесных открытий.
Но чтобы любоваться его замечательными иллюстрациями, конечно, лучше всего хорошо знать книги, для которых они нарисованы.
Тогда рассматривать их будет еще интереснее.
Слайд 20
Наш необычный урок подходит к концу. Я надеюсь, что теперь вы будете с большим интересом, отзывчивостью и сопереживанием к героям, рассматривать иллюстрации, радоваться, удивляться интересным и выразительным рисункам художников.
Интересное из биографии Ивана Билибина
(В феврале 1917 года к власти пришло Временное правительство. Иван Билибин нарисовал эмблему Российской республики — официального символа власти, который использовался на денежных знаках и официальных бумагах. Он использовал изображение двуглавого орла времен Ивана III, только без атрибутов царской власти. За это эмблема получила прозвище «ощипанная курица».
С 1992 года билибинский орел — символ Банка России.
После Февральской революции Иван Билибин стал членом Особого совещания по делам искусств при Временном правительстве. Председателем был писатель Максим Горький.
Социалистическую революцию художник не принял. Осенью 1917 года Иван Билибин вместе с женой спешно уехал из Петрограда (сейчас — Санкт-Петербург) на свою дачу в Крым.
Зимой 1919 года вместе с отступающей белой армией Иван Билибин доехал до Новороссийска, он решил эмигрироват на Кипр. Однако по пути распространился тиф, многие пассажиры заболели, и высадку запретили. Вместо этого их отправили на карантин в египетский город Александрия, а затем — в палаточный лагерь для русских беженцев под Каиром.
Зиму 1920 года Иван Билибин провел в лагере, а весной переехал в Каир, открыл свою мастерскую и быстро разбогател: обеспеченные греки заказывали ему картины и росписи.
В 1924 году переехал в Александрию, а через год поселился в Париже.
Иван Билибин оформлял обложки эмигрантских изданий, рисовал афиши для театров.
В Париже Билибин познакомился с Владимиром Потемкиным — советским дипломатом во Франции. Они близко общались, и в 1935 году Иван Билибин получил заказ на роспись в здании посольства СССР.
Потемкин предложил художнику вернуться на родину, и в сентябре 1936 года Билибин вместе с семьей приехал в Ленинград.
В сентябре 1941 года должна была открыться персональная выставка Ивана Билибина. Но она так и не состоялась: началась Великая Отечественная война
Осенью того же года художник отказался от эвакуации из блокадного Ленинграда: «Из осажденной крепости не бегут, ее защищают».
Билибин умер от истощения 7 февраля 1942 года. Его похоронили в братской могиле профессоров Академии художеств на Смоленском кладбище.)
Художники – иллюстраторы сказок»
К 100 -летию В.П.Астафьева
23 апреля 2024 года в школьной библиотеке для учащихся 4 класса прошло мероприятие «Деддомовец, воин, великий писатель» посвящённое творчеству В.П. Астафьева.
Ребята познакомились с биографией и творчеством писателя, узнали об интересных фактах из его жизни. Учащиеся прочитали вслух рассказ Виктора Астафьева: «Монах в новых штанах» и ответили на вопросы библиотекаря по содержанию произведения.
После окончания мероприятия учащимся было предложено ознакомиться с книжной выставкой «В мир книг Виктора Астафьева».
Рассказы Астафьева учат ребят видеть красоту в обыденном, замечать детали и ценить их. Позволяют детям познакомиться с историей своей страны и народа, помогают осознать значение семьи и дружбы.
_________________________________________________________________________________________
Урок Мужества «Девочка с Васильевского острова»
Библиотекарь Бережная М.А. провела в 5, 6 классах Урок Мужества «Девочка с Васильевского острова», который посвящен памяти Тани Савичевой, к 78 годовщине со дня снятия блокады Ленинграда.


Добро, рассыпанное по страницам книг
Кошкин день..
Детям о войне (рекомендательный список литературы)
Буклет Кроншнеп Птица года 2023 (2)
Литературно-познавательный час Доброй сказки волшебство
Михалков викторина по Дядя Степа
Писатель-юбиляр Маршак
Шарль Перро Братья наши меньшие
Братья наши меньшие
дети -герои Сталинграда МихалковУрок мужества Дети -герои Сталинграда_____________________________________________________________________________________
В процессе акции собрано 20 экземпляров книг.
В рамках Международного дня школьных библиотек в период с 5 октября по 27 октября в школе проводилась Акция «Сдай макулатуру- спаси дерево!». Собрано 50 кг макулатуры. Активные учащиеся награждены грамотами.
В преддверии Всероссийского дня чтения (9 октября ) в школьной библиотеке оформлена книжная выставка-приглашение «Нам с книгой назначена встреча»..На выставке представлены книги русских и зарубежных авторов, которые рекомендуют для прочтения сами читатели, а также сотрудники библиотеки.
Выставку посетили учащиеся 2-8 классов.
________________________________________________________________________________________
С 12 октября по 20 октября для учащихся школы была оформлена книжная выставка «По зову справедливости и чести» , приуроченная к 85 –летию со дня рождения Крапивина Владислава Петровича.
17 октября для 5\6 классов прошел литературный урок «Мир Владислава Крапивина. Все начинается в детстве». Учащиеся познакомились с творчеством детского писателя, а также с его произведениями.
Экскурсия -знакомство «Путешествие в Книжный дом» для учащихся первого класса.
В процессе урока, первоклассники познакомились с понятиями: «библиотека», «читатель», «библиотекарь, «абонемент», «читальный зал»; узнали много нового и интересного о книге и о правилах обращения с книгой и правилами поведения в библиотеке; осмотрели все выставки, увидели, в каком порядке содержатся книги на полках, узнали, что существуют кроме интересной художественной литературы, книги научно — познавательного характера: словари, энциклопедии, справочники.
Каждый из «читателей» получил в подарок книгу-раскраску и памятку-читателю.
По рекомендации классного руководителя ребята были записаны в библиотеку.