Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 21 им. Евгения Савицкого муниципального образования город-курорт Геленджик

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

К празднованию 100-летия основания конструкторского бюро «Туполев»

 

Классные часы, посвященные 100-летию основания конструкторского бюро ПАО «Туполев». 

22 октября 1922 года было основано старейшее в России и в мире авиационное конструкторское бюро Туполева, которое разработало почти за 100 лет своего существования свыше 300 проектов летательных аппаратов и выпустило более 18 тысяч самолетов. 

Андрей Николаевич Туполев, один из крупнейших авиационных конструкторов XX в., который разработал и внедрил в практику технологию крупносерийного производства лёгких и тяжёлых металлических самолётов. 

 Андрей Николаевич Туполев родился 10 ноября 1888 года в селе Пустомазово под городом Кимры Тверской области в многодетной семье.

Андрей Туполев позже вспоминал: «Жили мы скромно. У меня были старшие братья Сергей и Николай, а также сестры Наталья, Татьяна, Вера и Мария. Мать отдавала нам все свои силы, всю свою душу. Наша семья была очень большая и дружная. Не патриархальная, но, несомненно, передовая».

 С 1901-го года Андрей Николаевич обучался в тверской гимназии, о которой впоследствии писал: «Для того чтобы дети могли учиться, всей семье пришлось переехать в Тверь. Наш класс был дружный, однако, хорошо учиться было не принято. Я лишь старался не отставать от сверстников. В Пустомазове у меня не было никаких игрушек. Они стоили дорого, и я мастерил их сам из дерева. А в гимназии был уроки ручного труда. Здесь я мог заниматься столярным ремеслом, некоторые мои вещи даже попали на выставку. Учась в гимназии, я понял, что люблю технику, понял, что мне нужно идти в этом направлении». Осенью 1908-го года Андрей Туполев удачно сдал экзамены в два учебных заведения Москвы: Институт инженеров путей сообщения и ИВТУ. Он выбрал ИВТУ (Императорское московское техническое училище)

В октябре 1909-го года лекции по воздухоплаванию в училище стал читать Н.Е. Жуковский, который также возглавил Воздухоплавательный кружок, образованный по инициативе студентов. В декабре этого же года в кружок пришел Туполев, для которого знакомство с Николаем Егоровичем оказала судьбоносное значение. Сам же он говорил, что «с этого мгновения началась моя авиационная жизнь». Спустя всего четыре месяца Андрей Туполев стал одним из самых активных участников кружка.

В 1910 году под руководством Николая Жуковского совершил первый полет на планере, в постройке которого участвовал.

В 1916-1918 годах он участвовал в работах первого в России авиационного расчётного бюро; конструировал первые аэродинамические трубы в училище.

В 1918 году Туполев с отличием окончил училище и вместе с Жуковским стал организатором и одним из руководителей Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ).

С 1922 года — председатель Комиссии по постройке металлических самолётов при ЦАГИ. С этого времени в системе ЦАГИ начало действовать сформированное и возглавляемое им опытное конструкторское бюро (ОКБ), деятельность которого была связана с развитием тяжёлых сухопутных, морских боевых и гражданских самолётов, торпедных катеров и аэросаней. Туполев был главным конструктором этого Конструкторского Бюро.

В 1922-1936 годах Андрей Туполев являлся одним из создателей научно-технической базы Центрального аэрогидродинамического института, разработчиком проектов ряда лабораторий, аэродинамических труб, первого в стране опытного завода по строительству цельнометаллических самолётов

В 1923 году он создал свой первый лёгкий самолёт смешанной конструкции (АНТ-1), в 1924 году — первый советский цельнометаллический самолёт (АНТ-2), в 1925 году — первый боевой цельнометаллический самолёт (АНТ-3), строившийся серийно, а также первый цельнометаллический бомбардировщик-моноплан (АНТ-4, 1925).

Под его руководством проектировались бомбардировщики, разведчики, истребители, пассажирские, транспортные, морские, специальные рекордные самолёты, а также аэросани, торпедные катера, гондолы, мотоустановки и оперение первых советских дирижаблей.

С 1930 года он был главным конструктором Центрального аэрогидродинамического института, а с 1933 года — заместитель начальника по сектору опытного строительства.

Начиная с 1936 года Андрей Николавевич Туполев формировал стратегическое направление развития советской авиации, науки и техники. 

 21 октября 1937 года Туполев был необоснованно обвинен во вредительстве и шпионаже и арестован. 28 мая 1940 года он был приговорен к 15

Находясь в заключении, работал в ЦКБ-29 («Особое техническое бюро НКВД СССР»). Здесь Туполевым был создан фронтовой бомбардировщик «103» (Ту-2).

19 июля 1941 года был досрочно освобожден от дальнейшего отбытия наказания со снятием судимости. Реабилитирован определением Военной коллегии Верховного суда СССР в апреле 1955 года.

В начале Великой Отечественной войны Туполев был эвакуирован в город Омск и назначен главным конструктором авиационного завода.

В 1943 году он вернулся в Москву и был назначен главным конструктором и ответственным руководителем авиационного завода, где была создана главная база конструкторского бюро (ОКБ) А.Н. Туполева.

В 1956 году авиаконструктор был назначен Генеральным конструктором авиационной промышленности СССР.

Всего под руководством Андрея Николаевича было создано более пятидесяти оригинальных летательных аппаратов и около сотни различных модификаций. Его самолеты установили больше ста мировых рекордов дальности, скорости полета и грузоподъемности. Основной линией творчества Туполева являлись тяжелые самолеты с высокой полезной нагрузкой.

Под его руководством в послевоенный период был создан уникальный первый отечественный реактивный гражданский самолет Ту-104. Надежный сверхдальний аэробус на многие годы завоевал лидерство на линиях большой протяженности, не имея аналогов по экономической эффективности.

В 1957-ом году был разработан Ту-114, турбовинтовой межконтинентальный пассажирский самолет. Он работал на международных линиях, совершая перелеты через океан на Кубу и в Америку. За годы эксплуатации самолетами этой серии поставлено тридцать два мировых рекорда и отсутствуют какие-либо данные в графе летных происшествии. А появившийся в 1968-ом году сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144 стал знаменитым уже не только в СССР, но и во всем мире.

Туполев, трезво оценивая значимость денег, всегда заявлял: «Создание маленького самолета требует мало денег и много труда. Большой самолет – это много труда, да еще и много денег».

Являясь талантливейшим ученым и конструктором, руководителем громадного, многотысячного коллектива инженеров, технологов, летчиков-испытателей, техников и рабочих Андрей Николаевич всегда оставался очень простым и дружелюбным человеком, обожал свою семью, природу, компанию друзей, вкусную еду. В быту Туполев отличался крайней консервативностью, предпочитая носить старые, но удобные куртки, брюки, туфли. Заставить его купить новую вещь удавалось с большим трудом.

Со своей женой Андрей Туполев познакомился еще будучи студентом. Юлия Николаевна сопровождала его всюду, где только было возможно: в командировках за границу, на научных конференциях, торжественных и дружеских открытых приемах. Зачастую в большой компании она была единственной женщиной. Хорошо зная иностранные языки, Юлия Николаевна помогала Туполеву в переговорах с иностранцами.

Известен тот факт, что Андрей Николаевич привлекал свою супругу к оформлению пассажирских салонов самолетов Ту-70 и Ту-104. Юлия Николаевна с увлечением выбирала расцветку материала для салона и кресел, оснащение интерьера и кухни, являясь сторонницей русского традиционного стиля. Можно с уверенностью сказать, что она входила в число первых дизайнеров Опытного Конструкторского Бюро.

До последних дней своей жизни Туполев сохранял твердую память и ясное сознание, всем интересовался и участвовал в важнейших делах своего Конструкторского Бюро. Ушел из жизни великий авиаконструктор 23 декабря 1972-го года.

Министерство просвещения РФ
Рособрнадзор